Віталій Ярошенко

Тайны новопсковских пещер

Гарий ВЛАСЮК, журналист-краевед. Новопсковский район.http://nashagazeta.net/1943-tayny-novopskovskih-pescher.html



Одним из удивительных мест на территории Луганской области являются возвышенности на правом берегу Айдара западнее поселка Новопсков. Здесь отложения мела, которые в долине реки достигают толщины более 300 метров, выходят на поверхность земли, образуя крутые возвышенности, в некоторых местах представляющие собой едва ли не отвесные стены. Не случайно в народе это место издавна получило название Пристин. 
На протяжении тысячелетий природа спрессовывала в различные конгломераты песчаников мел, мергель, известняки, разнообразные остатки растительного и животного мира. До сих пор на этих возвышенностях можно обнаружить необычные окаменелости и отпечатки, которые хранят следы давно ушедших эпох. Образцы этих своеобразных свидетелей далеких времен представлены в экспозиции Новопсковского отдела областного краеведческого музея. Побывавших на Пристине поздней весной и летом удивляет несколько необычный состав растительного мира данного места. Помимо колоний ковыля и полыни, чабреца и незабудки, здесь произрастают левкой, тимьян, дрок, иссоп, норичник. Некоторые из этих растений занесены в Красную Книгу Украины, что делает Пристин интересным биологическим объектом.
Но у подножия Пристина расположен достаточно редкий исторический памятник — пещеры, создание которых относится к периоду заселения нашего края, то есть предположительно к середине ХVII столетия. В то далекое, неспокойное время эти пещеры, видимо, служили своеобразным укрытием для первых поселенцев от нападок воинственных соседей (турок, татар, калмыков, ногаев). Создание подобных укрытий — достаточно своеобразных и относительно надежных — не редкость: схожие пещеры можно обнаружить и в других местах нашей области. По всей видимости, эти подземные укрытия служили убежищем и для участников казацко-крестьянского восстания под предводительством Кондратия Булавина в 1707 — 1708 годах.
Но в конце ХVIII века пещеры стали местом обитания человека, известного под именем Дмитрия Горского. Нельзя не отметить тот факт, что различные предания, повествующие об истории этих пещер, передавались из уст в уста на протяжении многих лет. При этом народная молва украшала сказания такими фактами, которые вряд ли можно считать реальными. Так, например, некоторые жители Закаменки (название Новопскова до 1829 года) и Осиново, между которыми расположены пещеры, со всей серьезностью утверждали, что невдалеке от этого места скрыт некий мифический клад. А вот история жизни Дмитрия Горского является вполне реальной и достоверной. Сведения об этом человеке можно почерпнуть из таких источников, как «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» и «Жизнь и творчество крестьян Харьковской губернии», изданных в Харькове еще в XIX веке.

Дмитрий Горский родился в крестьянской семье, предположительно в 1740 году. Его семья активно занималась и отдельными видами ремесла.
С детских лет Дмитрий отличался особой впечатлительностью, ранимостью, набожностью. Эти качества его натуры, а также некоторые обстоятельства жизни, подтолкнули Дмитрия уже в зрелые годы к более глубокому приобщению к православию. Ценностная ориентация человека 200 лет тому назад, естественно, отличалась от нынешней. И Дмитрий обратился к вере как к единственно возможному в то время способу духовного очищения, успокоения, утешения. Для него православие являлось попыткой гармонизации своих взаимоотношений с окружающей действительностью. Определенную роль в этом сыграл конфликт Дмитрия с отцом — крестьянином Игнатием, который, по воспоминаниям односельчан, «вел жизнь нетрезвую и нередко проматывал общие с сыном заработки». Столкновение с отцом, ссора, дошедшая до рукоприкладства — все это привело к глубокому раскаянию Дмитрия. И, по сути, стала тем поводом, который подтолкнул его к покаянию. Получив прощение отца, Дмитрий совершил строгий пост, роздал часть своих средств неимущим, затем посетил святые места колыбели христианства на Руси — Киева.
В Киево-Печерской лавре он долго говел и молился, а затем исповедался духовному иеромонаху, который наложил на него епитимью. Духовник, принимая исповедь, напомнил Дмитрию евангельское изречение: «Аще десная твоя рука соблазняет тя, усецы ю, и верзи от себе…» Видимо, кающийся грешник слишком буквально понял эти слова, так как, вернувшись домой, он пытался лишить себя руки, которая поднялась на отца. Тем самым он совершил еще один грех: ведь согласно православным канонам, Иисус учит не тому, чтобы уродовать себя, а готовности жертвовать ради спасения души. В последующем Дмитрий осознал свою ошибку. Оправившись от болезни, он покинул родной дом и посвятил свою жизнь молитвам и религиозному служению. В течение года он скитался в пустынных местах, «строго соблюдая возложенную на него киевским духовником епитимью и подвизаясь в посте», а затем уединился, обустроив себе скромное жилище в уступах возвышенности на правом берегу Айдара, где «заключился для подвигов поста и молитвы». Это случилось примерно в 1782 году.
Землянка подвижника Дмитрия, которого с этого момента и стали называть Горским, примыкала к тем самым пещерам, о которых я упоминал ранее. В сборнике «Жизнь и творчество крестьян Харьковской губернии» сохранилось следующее описание скромной обители отшельника: «…Маленькая землянка, три стенки которой вырублены в горе, а передняя устроена из мела; в ней есть маленькое оконце и двери. Внутри она разделена на сени и такую же комнатку, посреди комнатки устроена печь из «самана» (непаленого глиняного кирпича), за печкою возле природной стенки лежат для постели две узких дощечки. В левом переднем углу есть маленький угольный столик, который всегда бывает накрыт скатертью, на нем стоят три иконы и несколько свечей. В сенях от правого заднего угла начинается длинная пещера». В этой пещере Дмитрий — в уединении и молитвах — проводил немало времени. Интересно, что старославянской грамоте, на которой издавалась православная литература, подвижник обучился уже в зрелом возрасте — после 40 лет. Дмитрий творил молитвы практически постоянно, даже работая на своем небольшом огороде. Молитвы вносили в душу схимника мир и спокойствие. Кроме того, он посещал все церковные службы, проводимые в храме Св. Николая Угодника, расположенном в центре с. Закаменка. (В последующие годы, в период военного поселения, когда Закаменка была переименована в Новопсков, на месте прежней церкви был сооружен значительный храм, разрушенный в 1957 году.) Проходя по Закаменке, подвижник выглядел несуетным и молчаливым.
Интересно, что постоянное жесткое самоограничение и аскетизм, труд в сочетании с молитвами на протяжении многих лет (в течение 46 лет), благотворно сказались на здоровье и физическом состоянии старца. По воспоминаниям современников, в преклонном возрасте это был «высокий ростом старик, лицо его цвело особенно привлекательной старческой красотой; одежда же состояла из белой крестьянской свитки, опоясанной ремнем». «…Высокий ростом, сухой и тощий телом до старости имел он прямой стан. Продолговатое лицо его осеняли белоснежные волосы и такая же борода, доходившая до пояса. Приятная улыбка оживляла доброе и приветливое его лицо, носившее на себе отпечаток постоянной грусти. В глубокой старости сохранило оно благообразие и привлекательность; в нем сквозь старческие морщины как бы просвечивала нестареющая юность души подвижника. Глаза его были цвета серого, быстрые и проницательные».
Многие жители окрестных сел обращались к Дмитрию Горскому, пытаясь найти у него добрый совет и утешение. В этом он никому не отказывал, принимая всех посетивших его на вершине Пристина, восседая на «диком» камне. Жители Закаменки и Осиново с уважением внимали словам и наставлениям человека, который полностью отрешился от мирской суеты и посвятил свою жизнь служению Богу. Дожив до 88 лет, Дмитрий Горский скончался в ночь на 15 декабря 1828 года. Окрестные жители искренне оплакивали своего доброго советника и наставника. Согласно одной из версий, его тело было погребено невдалеке от места подвижничества, у подножия Пристина. Вскоре вокруг его могилы было образовано кладбище, на котором нашли успокоение тела некоторых офицеров Псковского кирасирского полка.
Есть и другое утверждение, согласно которому могила подвижника находится на территории Осиновской церкви Успения Божией Матери. Можно предположить, что уже в последующие годы было произведено перезахоронение останков Дмитрия Горского. По воспоминаниям жителей Осиново и Новопскова, зафиксированных в XIX веке, священники обоих храмов совершали панихиду по Дмитрию Горскому, а также освящали так называемую «Дмитриеву криницю».

Интересно, что на Пристине в период военного поселения по инициативе полковника Сугака (организатора военного поселения) была возведена часовня, рядом с которой он и был впоследствии погребен. Предположительно эта часовня находилась на том самом месте, где Дмитрий Горский принимал посетителей. Косвенным образом это подтверждают особенности ландшафта местности: на склоне Пристина рядом с пещерами часовня не могла быть построена. К сожалению, остатки этого сооружения до наших дней не сохранились. Но зато сбереглись пещеры, которые являются своеобразным памятником истории нашего края.
Важным обстоятельством, которое способствовало сохранению пещер, явилось наличие достаточно плотной, глинисто-меловой почвы. В тот период, когда эти пещеры были созданы, они, естественно, имели большие, нежели теперь, размеры и, возможно, несколько иную конфигурацию. Согласно описаниям, сделанным в середине XIX века, размеры центрального тоннеля были следующими: высота достигала 240 см, ширина — 120 — 150 см. В последующие годы пещеры были частично разрушены. Попытки расчистить их предпринимались еще в XIX столетии. По воспоминаниям современников, монахи-схимники пытались освоить их и использовать для своих нужд. Но этому воспрепятствовали тогдашние осиновский и новопсковский священно-служители, которые, видимо, увидели в монахах своих конкурентов.
Изучая некоторые документы по истории гражданской войны начала двадцатого века, удалось обнаружить факты, которые свидетельствуют о том, что в 1920-е годы эти пещеры в качестве укрытия использовали члены бандитских формирований.
По утверждению местных жителей, в годы Великой Отечественной войны многие из селян находили свое убежище в старых пещерах, укрываясь от фашистов.
Конечно, время не пощадило исторический памятник. За прошедшие десятилетия они были подвержены подмыванию и обвалам. В конце 1960-х годов пещеры представляли собой следующую картину: небольшой центральный вход, который по своим размерам скорее напоминал звериную нору, и два узких коридора. В 1990 году по инициативе Новопсковского краеведческого музея были начаты работы по реставрации данного объекта. Планировалось произвести расчистку центрального коридора и внутренних камер, укрепление сводов пещер, некоторые наружные работы (например, обваловку территории поверхности пещеры с целью отвода поверхностных вод, которые причиняют им значительный ущерб). Целью проведения комплекса работ являлось не только сохранение этого исторического памятника, но и стремление открыть это место для посещения всем, кто интересуется историей нашего края. Но, к сожалению, в начале 1990-х годов эти ра



Обновлен 18 окт 2014. Создан 15 окт 2014



  Комментарии       
Всего 1, последний 1 год назад
molitvy-i-ikony 22 июн 2016 ответить
спасибо за статью
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником