Віталій Ярошенко

Белолуцк

с сайта Беловодска (бывший наш уезд)



ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА

 

Усиление феодально-крепостнического гнета в украинских и русских землях привело к росту антифеодального движению народных масс. Крестьяне отказывались выполнять барщин и другие повинности, вносить разного рода платежи, произвольно установленные феодалами налоги. В некоторых села протест крестьян выливался в стихийные вооруженные выступления.
Одной из наиболее распространенных форм классовой борьбы на Украине в XV — первой половине XVI в. являлись побеги крестьян от угнетателей.
В малороссийской летописи говорится: «Поляки, приняв в свою землю Киев и малороссийские страны в 1340 году спустя некоторое время всех живущих там людей обратили в рабство; но те из этих людей, которые издревле считали себя воинами, которые научились владеть мечом и не признавали над собой рабского ига, те, не вынесши гнета и порабощения, стали самовольно селиться около реки Днепр, ниже порогов, в пустых местах и диких полях. питаясь рыбными и звериными ловлями и морским разбоем на бусурман. Польский король Сигизмунд I (1507—1548 гг.) прежде всех даровал казакам в вечное владение землю около порогов, вверх и вниз по обеим сторонам Днепра, чтобы они, став в чоле, не позволяли татарам и туркам нападать на русско-польские земли.
После смерти польского короля Стефана Батория, когда запорожцы из-под власти Польши перешли под протекцию России, в царской грамоте 1654 года говорилось, что «запорожские казаки будут пользоваться прежними правами и привилегиями, каковы были даны им от королей польских и великих князей литовских».
Границы вольностей казаков постоянно менялись и временами простирались «от Самарских же земель через степь до самой реки Дона, где еще до гетмана казацкого Предслава Ланцкоронского казаки, запорожские свои зимовники имели».
В XVI столетии, в условиях постоянной борьбы против турецко-татарской агрессии запорожское казачество создает за днепровскими порогами систему укреплений, которая преобразуется в Запорожскую Сечь — боевой, административный и хозяйственный центр Войска Запорожского Низового. Слово «сечь» происходит от понятия «Засіка», т. е. укрепление из дерева, земли, камней, приспособленное к особенностям местности. Как социально-экономическая и военно-политическая организация Войско Запорожское Низовое имело свое образное построение. Его центр   Запорожская Сечь — постепенно приобретает черты, по определению А.М. Апановича, столицы украинского государства, и, как писал К. Маркс, «казацкой христианской республики».
Войску Запорожскому Низовому были свойственны черты демократического государства. Казацкое Запорожье не признавало крепостничества, традиционно придерживалось равенства всех членов товарищества, руководствовалось чувством ответственности за судьбу украинских земель и народа на основе христианской идеи.
Казаки имели равное право участвовать в военных радах, Где решались главные вопросы, избирались старшины. Нередко казацкие рады, организованные чернью, заканчивались избиением старшины. На них решались вопросы мира, делили реки, озера, урочища, звериные ловы и рыбные места — сначала между куренями, а затем между старшиною и духовенством, избирали кошевого атамана, судью, военного писаря и другую старшину.
В отличие от войсковой организации Войска Запорожского Низового, во второй половине XVI столетия было образовано реестровое казачество, которое делилось на полки, а те — на сотни.
Ряды запорожского и донского казачества в течение длительного времени регулярно пополнялись беглыми крестьянами, которые через судебные и административные учреждения добивались казацких прав. Однако владельцы имений прилагали максимум усилий, чтобы крестьяне навсегда оставались их подданными.
Многие беглецы направлялись в пределы Русского государства. Вместе с русскими крестьянами они осваивали земли Слобожанщины и Дона. Русские и украинские поселенцы вместе боролись против татарских агрессоров, вместе выступали против феодалов. В одной из грамот путивльского воеводы за 1546 год сообщалось великому князю Московскому: «Ныне, государь, казаков на Поле много: и черкасцов, и киян, и твоих государевых».
Переселение в Дикое поле вызывали и частые русско-литовские войны, тяжким бременем ложившиеся на плечи крестьян и горожан.
Беглые крестьяне составляли наиболее свободолюбивую и непокорную часть местного населения. Поселяясь на новых землях, беглецы обычно считали себя вольными людьми или казаками и решительно отказывались от выполнения каких-либо феодальных повинностей. Села поселенцев этого края были свободны от налогов и назывались слободами (от слова «свобода»), а поселенцы — слобожанами.
Русское правительство в оборонительных целях содействовало заселению Дикого поля и усиливало здесь сторожевую службу, укрепляя свою власть. Такие сторожи правительство держало на среднем и нижнем Дону, по Северскому Донцу.
Никоновская летопись указывает передовые рубежи Московского государства, на которых сосредоточивались его вооруженные силы в середине XVI века, чтобы противостоять набегам степной орды. Так, в декабре 1558 года полк И. Шепотова стоял «на Рязани, а Вишнивецкого — на Туле, а князя М. Воротынского — на Колуге».
Упомянутый в документе Вишневецкий — украинский князь, организатор Запорожской Сечи на Хортице (1552 г.), который к тому времени перешел на службу к Ивану Грозному, объединив таким образом с ним силы для совместной борьбы против Крыма. Д. И. Вишневецкий во главе запорожцев, перешедших с ним к Ивану Грозному, в 1559 году был послан царем в еще неосвоенные донецкие степи, дабы препятствовать набегам орды на южные окраины Московского государства: «побил крымцев на Яйдаре близко Азова... Да шел Мишка Черкашин ко князю Дмитрию же и побил крымцев вверх Донца Северского и четырех языков крымских ко государю прислал».
Эта миссия возлагалась на украинское казачество во главе с князем Вишневецким не случайно: первопроходцами на этой территории были запорожцы, сыгравшие большую роль в начальном заселении края. Их наблюдательные посты появились здесь давно, и они хорошо могли ориентироваться на местности. Именно здесь, на территории будущей Слобожанщины, отряд Вишневецкого поставил заслон крымским татарам, которые рвались на земли Московского государства.
По росписи 1571 года на южнорусской границе насчитывалось 73 сторожи, из них 16 сторож несли службу на Слобожанщине. Однако цепь сторож не предотвращала вторжений крымчан. Поэтому правительство решило защитить свою южную границу путем сооружения укрепленных линий. Это были сложные сооружения, состоящие из рвов, частоколов, а также крепостей, населенных воинскими гарнизонами.
В конце XVI века была создана первая укрепленная линия, названная тульской чертой. На заселенной территории Слобожанщины по велению царя Федора Ивановича, правившего с 1584 по 1598 год, создаются военно-административные округа, по казацкой традиции Поднепровья названные Слободско-Украинскими полками. Заселенный край «царское величество указал разделить на пять полков и поставил полковников в Сумах, Ахтырке, Харькове, Изюме и Рыбном и позволил судиться им своим правом и дал вольность как и Войску Запорожскому».
Важным мероприятием, укрепившим государственную власть и сыгравшим большую роль в заселении края, явилось строительство городов, размещение в них воинских гарнизонов и воеводских органов управления. В 1585 году были основаны города Ливны и Воронеж, в 1592 — Елец, в 1596 — Белгород, Курск и Оскол, в 1599 году — Цареборисов и Валуйки.
К началу XVII в. относится возникновение ряда населенных пунктов на территории Луганщины: Алексеевка (1600 г.), ныне село Новоайдарского района; Чернухинский пост (1600 г.) (ныне пгт. Чернухино Перевальского р айона), Осиновский Острог (1637 г.). В 40—50-х годах донские казаки основали городки Боровской, Староайдарский, Белолуцк, Закамянка, Закотное и другие. В эти же годы в районе современных сел Большой и Малый Суходол Краснодонского района находились запорожские пикеты, а в землянках и зимовниках жило около 200 казаков.
Строительство городов сопровождалось созданием новых сторож. В 1623 году существовало 18 воронежских сторож, а вокруг Валуек располагалось 8 ближних и 2 дальние сторожи. И все же рост числа сторож не предотвратил крупных татарских вторжений во время Смоленской войны 1632— 1634 гг.
В 1637 году началось строительство новой линии укреплений, названной Белгородской чертой. В течение 10 лет на ней было построено больше 20 городов (Волхов, Короча, Новый Оскол и др.). В 1652 году у слияния речек Острогожка и Тихая Сосна был построен город Острогожск. Его основали переселившиеся сюда от преследований и своеволия польских панов две тысячи казацких семей Черниговского и Неженского полков во главе с полковником Иваном Дзиковским. Руководил возведением нового города воевода Ф.Ю. Арсеньев. Строители, соорудили первоклассную крепость, которую венчала 42-метровая дубовая башня. Вид с нее открывался более чем на 30 километров, что давало возможность нести постоянную караульную службу и обнаруживать появление татарской конницы далеко на подступах к крепости. Как и другие города Белгородской черты. Острогожск встал Руси щитом перед ордой Востока. Вскоре он становится центром Острогожского (бывшего Рыбинского) полка.
В XVII в. приток беглых крестьян на Дон усилился. В верховьях его по Северскому Донцу, Красной, Айдару и Деркулу выросли городки новопришлых казаков. Здесь оседала казацкая голытьба. Такой казацкой станицей стал и Беловодск, основанный в 1686 году. Следует, однако, заметить., что дата основания Беловодска в 1686 году архивными документами не подтверждена. Она упоминается в «Историко-Статистическом описании Харьковской епархии» и других источниках конца XIX века с оговоркой: «вероятно в 1686 году». Архивные же данные свидетельствуют, что первые поселения донских казаков на Деркуле появились в конце XVII века. В «Докладной выписке из дел Посольского приказа о сыске беглых в донских городках», составленной в 1707 году, называются даты основания поселений на реке Айдар: Ново-Айдарское (1687 г.), Беленькое (ныне — Старобельск) — 1699 год, а на реке Деркул — казацкие городки Обливы (1699 г.), Яблуневое (1701 г.). Беловодск в этом документе не назван.
Первые упоминания о Беловодске и Евсуге в документах экспедиции князя Ю. Долгорукого относятся к 1707 году. Тот факт, что в Беловодске и Евсуге каратели выявили лишь казаков «новопришлых» (а такими считались те из них, кто поселился здесь после 1695 года), позволяет предположить, что временем основания Беловодска и Евсуга является конец XVII — первые годы XVIII в.
Богатым был растительный и животный мир осваиваемого казаками края. В XVII в. на Слобожанщине были дикие лошади, в лесах, кроме волков и лисиц, встречались и медведи. Наряду с лосями, сайгаками, дикими козами и кабанами, в целинной степи водились зубры. Много было барсуков, зайцев, хорьков, белок, куниц, встречались даже соболи. Восточная окраина Беловодска в старину называлась Лебедивной, так как в примыкавшем к Деркулу слободском озере было много лебедей, диких гусей, уток, а в степях — дроф, стрепетов и куропаток.
Однако в связи с массовым заселением края уже в начале XVIII века первыми исчезли обитавшие здесь дикие лошади и зубры, а позже — и многие другие виды животных и птиц.
Издавна название Беловодской слободы ее жители объясняли так: первые беглые крестьяне выбрали место для поселения на узкой полосе земли, лежащей между меловой горой, поросшей лесом, и рекой Деркул. Это защищало их от внезапного нападения степняков. Место это издавна называется Старосельем. Дождевые потоки, протекая по меловым отложениям, приобретают здесь белый цвет, а стекая в реку, окрашивают и ее воды. Первые поселенцы и дали название своему селению — Беловодск.
Жилищами новоприходцев на Деркуле вначале были землянки и полуземлянки. На их строительство широко использовались глина, солома, камыш.
На смену землянкам и полуземлянкам пришла хата, состоящая из одной комнаты и сеней, которые служили и в качестве хозяйственного помещения. Хаты поселенцев были примитивными, обычно их строили в два окна на улицу. Окна отодвигались, а не растворялись, ставни были редко. В холодное время окна от снега защищались соломенными матами. Хата состояла из двух комнат и сеней. В сенях устраивалась холодная комната, которая называлась хижкой и чуланом и заменяла собою кладовую. В сенях устраивались меловые печные трубы. Из сеней в трубе делалось отверстие в виде двери, а из печи — два небольших отверстия для выхода дыма, которые закладывались тряпьем для удержания тепла. В печках не было ни плиток, ни дверок, ни вьюшек.
Одна из комнат была парадная, в другой в зимнее время помещалась не только семья, но и телята и ягнята. Старики занимали лучшую, парадную комнату. В хатах и у бедных, и у богатых крестьян полы были земляные. Если стены хаты были сделаны из толстых пластин, то они не белились и не штукатурились, а мылись горячей водой. «Мытая хата» считалась лучшей хатой, их строили богатые крестьяне, а у бедных стены были из тонкого дерева, из мела и хвороста. В середине такую хату белили белой глиной и мелом.
Мебель состояла из двух лавок — досок, положенных на двух ножках или меловых столбиках. Угол, в котором сходились лавки, назывался покутем. Вверху в этом углу стояли иконы, а перед ними были лампады, которые зажигались праздничные дни. Каждый старался установить как можно больший ряд икон.
В этом углу перед лавками стоял стол, а в противоположном углу находился «пол», заменяющий собой кровать. С «пола» вел ход на печь, где в зимнее время размещались дети и разный домашний скарб. Над порогом вверху помещалась полка: на деревянных колышках клали доску, это был мисник, куда ставилась посуда. Иногда в углу у порога закрепляли две полочки в ряд, задрапированные какой-нибудь материей, это тоже мисник.
Хаты поселенцев на землях Дикого поля во многом походили на старинный тип жилищ крестьян Полтавщины, Киевщины — хата и сени — и аналогичные строения крестьян центральных губерний России, откуда было немало новоприходцев. Зачастую это были столбянки, заплетенные лозой и камышом и обмазанные толстым слоем глины с соломой. Не богато жили поселившиеся здесь крестьяне, но отличались они необыкновенным трудолюбием и умением отстаивать свою свободу.
Наш край, в старину называвшийся Слобожанщиной, — извечно славянская земля. Русский и украинский народы по-братски пользовались этой землей и ее богатствами, делили опасности и невзгоды при освоении Дикого поля, на протяжении веков совместно боролись против турецко-татарских завоеваний. Народная колонизация края способствовала заселению и хозяйственному освоению огромных территорий Дикого поля и сыграла прогрессивную роль для развития производительных сил русского и украинского народов.



Создан 11 фев 2014



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником