Віталій Ярошенко

Заселение земель Воронежского уезда за Белгородской чертой в конце XVII в.; быт и хозяйство поселенцев.




Попытки заселить земли за чертой были и до 1696 года. В документе 1669 года упоминаются село Аношкино и три деревни: Мегенева, Коркина, Погорелая, расположенные за чертой, напротив города Коротояка. Постоянные поселения за чертой были тогда делом невиданным. Стольник Еропкин, обнаруживши их, писал: «А не отписать тебе, великому государю о том селе и о деревнях мне, холопу твоему, никакими меры не мочно, потому, что-то село Оношкино и деревни стали за крепостьми на Ногайской стороне, за рекою за Доном»4 В 1673 году они уничтожаются татарами.
….
Основная часть выходцев с Украины служила полковую службу в украинских слободских полках. Встречались и те, кто «службу служил козацкую», «был гулящей человек. В службу и в тягло был не написан», «был в подданстве», «был в бобылях».

О том, откуда пришли переселенцы наиболее полные сведения имеются по Битюцкой слободе, благодаря сохранившейся переписной книге её жителей. Прежде они жили в Харькове, Тишках, Сумах, Сенькове, Савинске, Решетиловке, Полтаве, Липцах, Змиеве и др. В переписной книге упоминается около ста названий поселений. В Битюцкой слободе жили переселенцы из знаменитых гоголевских Диканьки, Миргорода, Сорочинец, Глухова. Причины миграций украинцев следующие: самая распространенная причина — от разорения воинских людей, судя по всему татар, но встречаются и такие: «от скудости бесхлебной», «от разарения и налог и обид ахтырского полковника Ивана Перекреста». Об Иване Ивановиче Перекресте известно, что он был во второй половине XVII века полковником и стольником ахтырским. Его сын — Данила тоже стал полковником ахтырским. Иван Перекрест был основателем дворянского рода Перекрестовых-Осиповых. Жители трёх русских поселений на Икорце пришли сюда из Воронежа, Орлова, Данкова, Усмани, Костёнска, Ельца, Старого Оскола, Урыва, Черновска. В Чиглянской слободе поселились выходцы из Землянска.

Переселенцы начинают распашку земель строят дома, мельницы, церкви, используют богатые промысловые угодья и разворачивают другую хозяйственную деятельность. Московское правительство послало на вновь заселённые земли воеводу города Старого Оскола Ивана Тевяшова с целью выяснить кто поселился на этих землях и собрать с них деньги за пользование ухожьями, на территории которых те жили. В своём отчёте воевода писал, что «те люди оброчными всякими угодьи и рыбными и звериными ловлями владеют же и пашню пашут и сена косят и хоромной и дровяной лес рубят и мельницы и займища занимают».8 Кроме того Тевяшов наделил новых жителей пашней, лугами для сенокосов и так называемыми «займами» — местами для постройки мельниц и пр.

Наиболее распространёнными культурами были у русских: рожь, овёс (овса сеяли значительное количество, т.к. на него был устойчивый спрос на рынке) и гречиха, а у украинцев пшеница, овёс и ячмень. Предпочтение, на полях последних, отдавалось пшенице. Эта культура, выращенная украинцами, славилась высоким качеством, в связи с лучшей вспашкой земель, о чём будет сказано ниже, и тому, что пшеница после сбора очищалась, перевевалась и иногда даже мылась. О предпочтении пшеницы свидетельствует и большое количество мельниц в черкасских поселениях. Урожаи выдавались высокими благодаря плодородию чернозёмов и мягкому климату. Хотя, они сильно зависели от погоды, и в неурожайные годы случался голод. И всё же благосостояние новопоселенцев превышало достаток крестьян Центральной России. О составе семей можно сказать, что русские в среднем состояли из шести человек,а украинские из пяти.

Земледельческими орудиями в русских поселениях были соха и борона. В украинских — пахали плугом. Сельская упряжь у русских традиционно применялась одноконная. Запрягали одну лошадь, которая очень ценилась и стоила в три раза дороже коровы. Украинцы же всегда пахали волами, которых запрягали парами в двуконную упряжь. Таким образом, более сильные волы и плуг, который переворачивает землю, позволяли лучше обрабатывать пашню. Волами не только пахали, но и ездили на них, запрягая в телегу.

Строительство мельниц не было распространено среди русских. Вообще мельницы в Воронежском уезде стояли чаще всего в хозяйствах помещиков. Хлеб толкли в ступах или домашних мельницах располагавшихся под избой и состоявших из двух жерновов, приводившихся особым приспособлением. Крупные мельницы были у русских водяными, у украинцев чаще ветряными. Многие из них сохранились в южных районах Воронежской области до настоящего времени.10 Это говорит и о высоком уровне их строителей.

Среди огородных культур выращивали огурцы, горох, редьку, свеклу, или как её тогда называли, «борщ», лён, коноплю, капусту. Коноплю сеяли для получения масла, а лён – для производства холста. Черкасы принесли с собой такие культуры как анис, подсолнух, они начали заниматься бахчеводством и в первую очередь выращиванием тыквы, которую использовали для откорма свиней. Кроме того, их кормили хлебными отходами винодельного производства. И в связи с этим также больших размеров достигало выращивание хмеля.

Большим подспорьем в хозяйстве были промысловые занятия. В реках водилось много рыбы — сазанов, щук, лещей и др. Известно, что рыбой и водоплавающей птицей торговали возами. В лесах встречались лоси, зубры, кабаны, олени, дикие козы, медведи, барсуки, норки, рыси, дикие коты.

Итак, места эти по своим природным и климатическим характеристикам были привлекательны для основателей новых населённых пунктов. В связи с этим промысловая и хозяйственная деятельность переселенцев была разнообразной. В конце XVII века начинается массовое заселение земель Воронежского уезда, расположенных за Белгородской засечной чертой. Таким образом, эти территории окончательно отвоёвываются у кочевников.



Создан 09 янв 2014



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником