Віталій Ярошенко

Ирина Магрицкая " СЛОБОЖАНЩИНА"




Слобожанщина - область на северо-востоке современной Украины, запад, юг, юго-восток и юго-запад Черноземья в России. Нынешняя территория Слобожанщины - почти вся Харьковская область Украины, части Сумской, Луганской, Донецкой областей Украины, а также Белгородской, Курской и Воронежской областей России.

Украина (как и большинство европейских стран) традиционно делилась на собственно украинские этнографические регионы, различающиеся не по национальным, а только по культурно-бытовым и диалектным признакам. Такими регионами в географических пределах самой Украины являются Полесье, Волынь, Гуцульщина, Галичина, Буковина, Покутья, Подолье, Среднее Приднепровье, Слобожанщина, Южный, или Степной, этнографический район, а за пределами Украины - в местах компактного расселения украинцев - это Зеленый Клин (южная территория Дальнего Востока Российской Федерации), Желтый Клин (среднее и нижнее Поволжье), Малиновый Клин (Кубань), Серый Клин (юго-запад Сибири и северный Казахстан), Стародубщина (юго-западная часть Брянской области), Берестейщина (Брестская область Беларуси ), Закерзоння (западнее линии Керзона в Польше), Мараморощина (закарпатская Румыния), Пряшивщина (закарпатская Словакия).

Слобожанщина, или Слободская Украина, охватывает почти полностью Харьковскую область, южные районы Сумской, северные Донецкой и Луганской областей Украины, а также большую часть Белгородской области, южные районы Курской, юго-восточные Воронежской и западные районы Ростовской областей Российской Федерации.

В Луганской области главная водная артерия - река Северский Донец - этнографически делит область на две части: южная часть (в советское время за ней как за промышленным регионом закрепилось название «Донбасс») и северная часть (сельскохозяйственные районы Луганской области) - Слобожанщина.

Краткая история заселения Слободского края
Из исторических источников известно, что территория Слободской Украины была заселена уже во времена палеолита. Археологи находят здесь поселение периода неолита и бронзового века. Ближе к нашему времени эти территории занимали скифы (VII-III вв. до н.э.), в III-IV вв. н.э. жили сарматы. В VIII в. край стал владением тюркоязычных племен, в Х в. пришли азиатские кочевники - половцы, которых впоследствии уничтожили монголо-татарские завоеватели.

Раскопки свидетельствуют, что во второй половине I тысячелетия н.э. в среднем Подонье жили славяне; исторические же факты говорят о том, что с конца IX в. часть территории Слобожанщины вошла в состав Киевского княжества, а в XI относилась к Черниговскому. Позже эти земли передавались Переяславскому и Новгород-Северскому княжествам. В Х-ХII вв. вблизи Харькова располагалась древнерусская крепость Донец - восточный форпост Руси в борьбе против половцев, которые жили по соседству в степи. Но эта первая славянская попытка закрепиться на востоке завершилась поражением: печенеги и половцы оттеснили славян на север и северо-запад. Вплоть до середины XVII в. эти земли превратились в «дикое поле», и принадлежали крымско-татарским и ногайским ордам.

Второй раз славяне начинают заселять эту территорию в XVI - первой половине XVII в. Убегая от польской шляхты, украинские крестьяне, казаки и представители духовенства (именно эти группы составляли большинство переселенцев) с правобережной и левобережной Украины основывали поселения, которые называли «слободами» (ученые связывают это слово со словом «свобода»); именно поэтому этот край и называется Слободской Украиной, или Слобожанщиной.

На севере современной Луганщины крестьяне с правого и левого берегов Днепра поселились в первой половине XVII в. Давними украинскими поселениями в крае были села нынешнего Новопсковского района - Булавиновка (бывшая Иванова Лука, основана в 1637 г.), Белолуцк и Осиновое (основанные 1643 г.), а также сам Новопсков (Закамьянка). Именно в середине XVII века переселение из Полтавской, Черниговской и Волыни на слободские земли приобретает массовый характер. Быстрыми темпами заселяются опустошенные территории от Курска к Дону.

В это же время на Слобожанщину массово пошли и днепровские казаки. Это был период освободительной борьбы против Польши под руководством Якова Остряницы и Богдана Хмельницкого. Казаки, идя на слобожанские земли вместе с семьями, инвентарем, хлебом и скотом, не только селились здесь, но и создавали полки - Острогожский, Сумской, Ахтырский, Харьковский, Изюмский и соответственно укрепляли свои поселения крепостями.

К землям Острогожского казачьего полка, возглавляемого Иваном Зеньковским (городок Острогожск, находившийся на Белгородской укрепительной линии, был основан в 1652 г.) принадлежали села Закотное, Каменка, Павленково (сегодня они отнесены к Новопсковскому району), Беловодск, Городище, Бараниковка, Брусовка, Кононовка, Литвиновка (Беловодский район), Великоцк, Зориковка, Морозовка (Меловский район).

Для Московии Слобожанщина была охранной зоной ее южных границ от крымчаков и ногайцев, поэтому московское правительство освободило переселенцев от уплаты налогов, позволяя им свободно заниматься земледелием и промыслами. Кроме того, московское правительство ограничивало переселения в эти края московских подданных до XVIII в., а за казаками сохранялись военные привилегии и возможность самоуправления.

Вместе с тем царь Петр (как и его преемница Екатерина II), не спрашивая гетманов, раздавал украинские слобожанские земли московским помещикам. Так, московскому князю Куракину, которому понравилась местность вокруг реки Белая, и его сыну Александру около 1700 г. эти земли были подарены. Новые хозяева основали слободу Белокуракино, а позже появилась слобода Александровка на реке Лозная, Павловка и Танюшевка (сегодня они относятся к Белокуракинскому или к Новопсковскому районам Луганской области). Эти слободы заселялись крестьянами из украинских губерний.

В ХVII в. украинские крестьяне массово колонизируют и территории вдоль рек Айдар, Евсуг и Деркул. Еще не занятые украинские просторы передаются в пользование крестьянам. На Беловодщине царское правительство организует государственные конные заводы (в частности Новоалександровский и Деркульский), куда направляют специалистов из российских губерний.

На рубеже ХVII-ХVIII вв. украинские военные начальники основывают на реке Красная слободы Дуванная, Кабанье, Меловатка, Сватово, Лучка, которые заселяют украинцы.

Территория нынешнего областного центра также началась с украинских поселений: с конца XVI в. деревни Каменный Брод и Вергунка (последний топоним этимологически связано с именем украинского блюда «вергуны» для обозначения жареного на смальце или масле продолговатого крученого сладкого печенья) заселялись выходцами из центральных, западных и северных украинских земель, а в середине ХVII ст. их заселения уже почти завершилось. Села Каменный Брод, как и Черкасский Брод (нынешнее Зимогорье), были огорожены стеной и использовались запорожцами в качестве своеобразных крепостей для защиты своих восточных границ на месте ранее сформированных кочевыми татарами коридоров («бродов»), которые кочевники прокладывали для легкого передвижения между Донским казачеством и Гетманщиной.

Поселок Красный Яр, рядом с Вергункой, основали донские казаки, но более плодородные земли достались именно Вергунке. Как свидетельствуют старожилы из Красного Яра и Вергунки, массовые драки за земельные границы продолжались между мужчинами этих поселений до октябрьского переворота 1917 года.

История рассказывает, что за участие в восстании под предводительством донского казака Степана Разина московское правительство сослало повстанцев на берега рек Красная и Северский Донец, но большинство из них здесь не прижились и ушли на места своего прежнего поселения.

Так, Слобожанщина, в частности Луганская, во время своего массового заселения почти сплошь состояла из украинского этнического элемента. Это пугало царя, и соответствующим указом от 1736 года украинцам было запрещено селиться там, где «малороссийских поселений не было». Екатерина II с целью «облагородить местное население» переправляет сюда военных людей из своих губерний, однако местные украинские выделяют им земли, почти не пригодны для земледелия - супеси, глину, болота. На севере области есть несколько русских деревень, в частности Ямы, Сиротино, Тимонов Троицкого района, которые были заселены значительно позже - в XIX в.

Заселяя Слобожанщину, переселившиеся украинцы изначально заботились о высокой духовности, образовании и культуре: в это время возникает немало монастырей, братств, школ и коллегиумов. Так, в 1732 г. в четырех слободских полках действовало 124 школы, а в Харьковской коллегии училось 500 учеников. Все знают, что на Слобожанщине жил, творил и учил людей мудрости философ Григорий Сковорода.

Царское правление, начиная с Петра, медленно достигало своей главной цели – целенаправленное разрушение украинской автономии. Уже в 1765 году Екатерина II издала манифест о ненужности казацкой военной службы - ее заменили регулярной армейской службой. Слободские казацкие полки были преобразованы в гусарские, а вместо социального казацкого устройства введено то же состояние, что и по всей России. На Слобожанщине, как и на других территориях, активно насаждается крепостничество. Крестьянские восстания безжалостно подавляются. Одновременно на государственном уровне осуществляется борьба с украинским языком, культурой и книгоизданием. Население «по-государственному» русифицируется.

Стоит отметить, что украинцы с правого и левого берегов Днепра бежали на Слобожанщину, как и на Юг. Украину после Хмельнитчины рвали на куски и калечили татары, турки и поляки. Украинцев гнали на свободный юго-восток, уничтожая их родные села, города, превращая их в руины.

Придя на Слободскую Украину, люди увидели, что край этот подходит для земледелия, пчеловодства, выращиваний фруктов и овощей, богат рыбой и зверем. Климат тогда был несколько лучше, чем сейчас: и дождей, и снегов было побольше, а летняя жара не была такой жестокой и длительной).

 Историки о Слобожанщине
 
Известный историк и этнограф Николай Сумцов (1854-1922) в своей книге «Слобожане» спрашивает: «Что же это за люди были первые слобожане? Может какие-нибудь пришельцы, голые беженцы, безродные сироты?». И отвечает на этот вопрос - как сам, так и цитатами путешественников, писателей и ученых.

По словам Сумцова, слобожане в основном были уважаемыми хозяевами и уходили на новые места не вслепую, окольным путем, кое-как, а разумно, со скотом, лошадьми, волами, чумацкими возами-мажарами, с деньгами, одеждой, с попами, дьяками, церковным имуществом, богослужебными книгами киевских и львовских изданий, с учителями для воспитания детей малых. Оседали они прочно и разумно.

Великоросс Загоровский, автор «Топографического описания Харьковского наместничества» (Москва, 1788 г.), относился к украинцам с большой симпатией, и вот как он описывает способ их хозяйствования: «Селение украинское отменный кажет вид; здесь между пахотным полем видно несколько запущенных и долговременно неоранных облогов [бо землі було занадто багато. — М.Сумцов]. В самом селении на гумнах посредственное только количество хлеба, притом хворостяные повети, коморы и всякая горотьба, малого иждивения стоящие ворота с первого взгляду сказуют нам, великороссиянам, догадку о скудости селения и о небрежении жильцов; но с другой стороны, покрытые сеном луговым сеножати и облоги оправдают пред всяким род хозяйства, обремененные пастбища великорослым и играющим скотом наращают цену к имуществу жильца, кладовые коморы, скотинные сараи и горотьба из хворосту доказывают, что они строятся для защиты только от воздушных перемен и зверей. Белые, светлые и чистые избы, или хаты, сады, огороды свидетельствуют об их образе жизни, отличном от других людей».
А дальше Загоровский обращает внимание на нравственность слобожан: «В сем заключается симпатии или сокровенная склонность, с приятностью ощущаемая и признаваемая проезжающимы или квартирующимы в сих селения. Дух европейской человечеству, отчужденны азиатской дикости, питает внутренние чувства каким-то услаждением, дух любочестие, превратясь в наследное качество жителей, предупреждает рабские низриновения и поползновения, послушен гласу властей самопреклонно без рабства. Дух общего соревнования препинает стезю деспотизма и монополии. Третий, или нижний род жителей возникает подражательными умоначертаниями ко второму или среднему роду, а этот к первому или высшему. Государственный поселянин уподобляется городскому, не подлая, не презрен и в скудости. Городской житель, священник, приказные и мещанин, не устраняясь от поселянина, прикосновенные второй рукой дворянину, по мыслям, воспитанию, обхождению, пище, одежде, жилищу. В разнообразии и степенях рождается житейская приятность».

А вот мнение талантливого россиянина-славяноведа Ивана Аксакова о демократизме слобожан-украинцев (из статьи «Украинское ярмарки», 1858 г.): «В Малороссии нет такого резкого разделения сословий по занятиям, как в Великой России, нет такого разъединения, какое существует в последней между образованным сословием и простым народом ... Небогатый господин, казак-хуторянин, гильдейский купец, мещанин - все живут на один лад, одним образом жизни, говорят одним языком. Женщины еще меньше носят на себе отпечаток своего звания: природная грация, вкус к изяществу, художественный состав мысли, до нельзя доведенная утонченность в области чувства (что доказывают песни) - равно присущи всем малороссиян и заслоняют недостаток образования; тогда как в России купчиха есть явление типическое и резко выделяется из ряда женщин прочих сословий ».

В работе «Статистическое обозрение Слободско-Украинской губернии» (начало XIX в.) неизвестный автор сравнивает украинцев с россиянами: «Харьковский житель больше имеет опрятности, гостеприимства, вежливости; вежливость эта чистосердечная. Из корысти он не унижается. Украинец больше щедростью, больше стремителен к познанию и действительно больше в них успел, особенно духовенство, которое в Слободско-Украинской губернии может служить образцом. Украинец имеет более способностей к художеству, а великороссиянин к ремеслам; здешние места производят множество певчих, музыкантов, живописцев, резчиков и т.д.; но заимствуют <…> плотников, пильщиков, каменщиков ... ».

О.Павловский, автор «Грамматики малороссийского наречия» (Петербург, 1818 г.) описывает слободских украинских следующим образом: «Всяк знает, что малороссиян всем втором славянам единоплеменны ... Всяк знает и то, сколь много они и по сие время отличаются от всех вторых народов и даже от своих единоземцев [великороссов].

Ирина Магрицкая

Филолог, общественный деятель, журналист



Создан 15 сен 2013



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником